Обязательность осмотра объекта оценки !?

Оценка имущества, имущественных прав (далее — оценка имущества) — это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности (ст. 3 Закона №2658-III).

Отчет об оценке имущества является документом, содержащим выводы о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования в соответствии с договором. Отчет подписывается оценщиками, которые непосредственно проводили оценку имущества, и скрепляется подписью руководителя субъекта оценочной деятельности.

Процедуры оценки имущества устанавливаются нормативно-правовыми актами по оценке имущества. Оценочные процедуры — действия (этапы), выполнение которых в определенной последовательности дает возможность провести оценку.

Независимая оценка имущества проводится в такой последовательности, где среди прочего, приведены: идентификация объекта оценки и связанных с ним прав (п. 51 Постановления КМУ №1440).

Процедура идентификации обьета не прописана, соответственно отождествлять понятия идентификации и осмотра некорректно.

Однако проведем обзор законодательно установленного понятия срока идентификация:

  • Идентификацией улучшений арендованного недвижимого имущества (далее — идентификация улучшений) является установление субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования факта соответствия подтверждающих документов, предоставленных арендатором, о совершенных им меры, направленные на улучшение физического (технического) состояния арендованного недвижимого имущества и (или ) его потребительских качеств (далее — улучшение), имеющимся улучшением, которые невозможно отделить от соответствующего объекта без нанесения ему вреда и которые осуществлены за счет средств арендатора и а согласия арендодателя (Фонд государственного имущества; Приказ, Порядок от 27.02.2004 № 377).
  • Идентификация — отождествление объекта по его отражениями (следами) (МВД Украины, Приказ, Инструкция от 10.11.2005 № 987).

Из чего следует, что проведение оценки имущества в определенных случаях возможно без его осмотра.

Отчет об оценке имущества может состоять в полной или в сжатой форме. Отчет об оценке имущества, состоящего в полной форме, в том числе, должен содержать: письменное заявление оценщика о личном осмотр объекта оценки (в случае невозможности личного осмотра — соответствующие объяснения и обоснования предостережений и предположений относительно использования результатов оценки).

Соответственно на законодательном уровне (кроме оценки колесных транспортных средств) не установлено обязанности осуществлять осмотр объекта оценки, однако при его непроведении об этом обязательно указывается в отчете об оценке имущества, с объяснением о невозможности личного осмотра с соответствующими пояснениями, обоснованиями и оговорками.

Однако судебная практика трактует Закон немного по другому, так ВХСУ (дело № 907/797/13 от 15.02.17р.) Отмечает, что непроведение субъектом оценки осмотра объекта оценки является основанием для признания противоправным оценки имущества согласно отчету о независимую оценку и — незаконными действий государственного исполнителя. В настоящее время такие решения не единичны.

С учетом вышеприведенного правильным будет рекомендация оценщику четко придерживаться норм законодательства.