Обязательность осмотра объекта оценки !?

Оценка имущества, имущественных прав (далее — оценка имущества) — это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности (ст. 3 Закона №2658-III).

Отчет об оценке имущества является документом, содержащим выводы о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования в соответствии с договором. Отчет подписывается оценщиками, которые непосредственно проводили оценку имущества, и скрепляется подписью руководителя субъекта оценочной деятельности.

Процедуры оценки имущества устанавливаются нормативно-правовыми актами по оценке имущества. Оценочные процедуры — действия (этапы), выполнение которых в определенной последовательности дает возможность провести оценку.

Независимая оценка имущества проводится в такой последовательности, где среди прочего, приведены: идентификация объекта оценки и связанных с ним прав (п. 51 Постановления КМУ №1440).

Процедура идентификации обьета не прописана, соответственно отождествлять понятия идентификации и осмотра некорректно.

Однако проведем обзор законодательно установленного понятия срока идентификация:

  • Идентификацией улучшений арендованного недвижимого имущества (далее — идентификация улучшений) является установление субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования факта соответствия подтверждающих документов, предоставленных арендатором, о совершенных им меры, направленные на улучшение физического (технического) состояния арендованного недвижимого имущества и (или ) его потребительских качеств (далее — улучшение), имеющимся улучшением, которые невозможно отделить от соответствующего объекта без нанесения ему вреда и которые осуществлены за счет средств арендатора и а согласия арендодателя (Фонд государственного имущества; Приказ, Порядок от 27.02.2004 № 377).
  • Идентификация — отождествление объекта по его отражениями (следами) (МВД Украины, Приказ, Инструкция от 10.11.2005 № 987).

Из чего следует, что проведение оценки имущества в определенных случаях возможно без его осмотра.

Отчет об оценке имущества может состоять в полной или в сжатой форме. Отчет об оценке имущества, состоящего в полной форме, в том числе, должен содержать: письменное заявление оценщика о личном осмотр объекта оценки (в случае невозможности личного осмотра — соответствующие объяснения и обоснования предостережений и предположений относительно использования результатов оценки).

Соответственно на законодательном уровне (кроме экспертной денежной оценки земельных участков, оценки колесных транспортных средств) не установлено обязанности осуществлять осмотр объекта оценки, однако при его непроведении об этом обязательно указывается в отчете об оценке имущества, с объяснением о невозможности личного осмотра с соответствующими пояснениями, обоснованиями и оговорками.

Однако судебная практика трактует Закон немного по другому, так ВХСУ (дело № 907/797/13 от 15.02.17р.) Отмечает, что непроведение субъектом оценки осмотра объекта оценки является основанием для признания противоправным оценки имущества согласно отчету о независимую оценку и — незаконными действий государственного исполнителя. В настоящее время такие решения не единичны.

С учетом вышеприведенного правильным будет рекомендация оценщику четко придерживаться норм законодательства.